4, Ноябрь 2020

Вирус тормозит фургоны

Вызванный пандемией COVID-19 бум онлайн-торговли и курьерской доставки не смог спасти от падения рынок легких коммерческих автомобилей (LCV)  — хорошо продаются в основном фургоны медицинского назначения.

Ограничения изапреты напередвижение граждан напике пандемии коронавируса вызвали рост дистанционного обслуживания иинтернет-торговли. Поданным Ассоциации компаний интернет-торговли, рынок онлайн-ретейла вРФ впервом полугодии 2020 года составил1,654 трлнруб., арекордная доля e-commerce превысила 10% отобщего оборота розницы. Логичным следствием стала беспрецедентная загруженность служб доставки.Так, вчастности, глава «Почты России» Максим Акимов наиюльской встрече спрезидентом страны говорил овзрывном росте втысячу процентов науслуги своей компании.

Кроме того, карантин, выяснили аналитики онлайн-сервиса «Авито Услуги», вызвал и«драматический» рост спроса на70% уроссиян напереезды, связанные сосменой места проживания итранспортировкой мебели, атакже домашнего скарба.

«Люди переоценили отношение кдому иуюту, включились вулучшение жилищных условий вовремя ипосле самоизоляции. Многие пользуются льготными условиями поипотеке, улучшают жилищные условия ипереезжают. Всвою очередь, бизнес подстраивается под изменяющиеся условия: кто-то «мигрирует» вболее подходящее помещение, другие меняют бизнес-модель, иим вместо офиса теперь требуется склад, третьи пользуются моментом ипереезжают вболее привлекательные места наболее гибких условиях»,— констатирует Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Услуги».

Движение вниз

Вэтих условиях, казалосьбы, поймать волну должны были итранспортные компании, ас ними ипроизводители коммерческих автомобилей. Если еду ипосылки можно доверить пешим гонцам ипосыльным навелосипедах исамокатах, тодля доставки крупных, негабаритных испецифических грузов без техники необойтись. Производители легкого коммерческого транспорта лишь всентябре балансировали между отрицательной иположительной динамиками продаж. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель объясняет этотем, что сентябрь— традиционно удачный месяц для автомобильного рынка. Поитогамже трех кварталов нынешнего года, свидетельствует статистикаАЕБ, продажи моделей LCV падали даже ощутимо сильнее, чем объемы реализации многих легковых автомобилей, ав целом рынок просел на13,9%, или на176 587 единиц, посравнению саналогичным периодом 2019 года.

Главными разнонаправленными факторами, определяющими ситуацию нароссийском рынке, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ называет отложенный спрос ислабеющий рубль, снижение туристической активности имеры государственной поддержки. Вэтой ситуации минимальную положительную динамику запериод сянваря посентябрь 2020 года показали лишь Mercedes-Benz иFord. Согласно отчетуАЕБ, клиентам Mercedes было передано 1154 автомобиля стрехлучевой звездой (плюс 6% посравнению саналогичным периодом прошлого года).

«На автомобильном рынке наблюдается высокая волатильность,— свидетельствует Мартин Пфаннкухен, директор помаркетингу ипродажам малотоннажных автомобилей АО«Мерседес-Бенц Рус».— Однако малотоннажное подразделение Mercedes-Benz предлагает продукцию для долгосрочного планирования ис достаточно привлекательной стоимостью владения. Благодаря этим отличительным чертам наш продуктовый портфель меньше подвержен флуктуациям нарынке». Какбы там нибыло, но«портфель» производителя похудел. Изнего нетак давно «выпал» автомобиль Sprinter Classic, который собирался вНижнем Новгороде икоторый можно было заказать всамых разнообразных версиях— грузового такси, пассажирской маршрутки, корпоративного автобуса, передвижного офиса итехнической мастерской. Анаиболее популярной моделью стал цельнометаллический фургон массой3,5 тSprinter Limited Edition. Произошедшие перемены вмодельном ряду представители компании связывают, однако, нес пандемией, асо «стратегией пообеспечению долгосрочного присутствия наглобальном рынке». Впрочем, эффект откоронавируса всеже есть. Пословам Мартина Пфаннкухена, вкомпании отметили определенный рост спроса налокально конвертируемые автомобили скорой медицинской помощи. Нои только.

СПFord Sollers реализовало заэто время 8816 автомобилей, что на2% больше, чем затотже период 2019 года. Положительный результат вданном случае связан, скорее всего, сточечным маркетингом. Компания полностью прекратила как выпуск, так иимпорт некогда популярных легковых моделей, включая Focus, Mondeo иFiesta, атакже кроссоверов EcoSport, Kuga иExplorer. Натекущий момент уFord вРоссии одна ударная сила— линейка семейства Transit, вкотором можно найти грузовички сплатформой ифургоны разной вместительности, рефрижераторы имикроавтобусы, всего более 140 спецверсий. Есть даже особые варианты исполнения для охотников, рыболовов илюбителей лошадей. Ноникакой существенной трансформации влинейке бренда, связанной скоронавирусом ивсплесками тойже онлайн-торговли, непроизошло.

Показатели комтранса Hyundai— всего 147 единиц (минус 44% задевять месяцев). 31747 автомобилей удалось реализовать группеГАЗ, нопо сравнению сдевятью месяцами 2019 года это тоже меньше— на25%. Впресс-службе компании констатируют снижение спроса вовсех сегментах рынка, нонаиболее пострадавшим называют сегмент микроавтобусов. Весной ив первые месяцы лета компании-пассажироперевозчики остановили закупку техники из-за резкого снижения объемов перевозок, нои после снятия карантина невыходят напрошлогодние объемы из-за сложного финансового состояния.

Ускорение отгосударства

Наподдержку спроса вкоммерческом транспорте работала госпрограмма льготного лизинга, нов октябре она закончилась. Еепродление наноябрь—декабрь вкомпании ГАЗ считают крайне необходимым, чтобы снизить падение вконце года.

Вкомпании убеждены, что инвестиционная активность потребителей невосстановится сама посебе ив следующем году. Чтобы переломить негативные тренды нарынке, необходимо возвращать программу обновления парка, доказавшую свою эффективность впредыдущие кризисы. Покаже ГАЗ прилагает самостоятельные усилия стимулировать спрос, неостанавливая запуск новых моделей, которые позволят занять новые ниши нарынке. Вэтом году производитель вывел нарынок низкопольный микроавтобус «ГАЗель City» иновые модификации внедорожника «Садко NEXT». Доконца года начнется серийный выпуск бескапотного среднетоннажника «Валдай NEXT». Кстати, спрос состороны компаний, занятых интернет-торговлей, оказал сколь-либо ощутимое воздействие лишь насегмент цельнометаллических фургонов. Однако действительно прямым ответом напандемию состороны ГАЗа можно назвать лишь новую линейку медицинских моделей: модульный автомобиль скорой помощи, мобильный кабинет для вакцинации искорая смультимедийными коммуникационными системами.

Автор:
Руслан Артемов.

Источник